20 лет оперативной группе разминирования
В апреле 2017 года Группа разминирования Пожарно-спасательной службы Калужской области отмечает своё 20-летие. Её история началась весной 1997-го. Тогда в первый состав входили всего три человека: начальник группы Виталий Федоров и два сапера-подрывника Николай Кравцов и Игорь Струтовский. Постановлением правительства области эти должности были введены в состав поисково-спасательный отряд Калужской области. За группой закрепили технику, инженерное оснащение, а самих сотрудников направили в Учебный центр в Подмосковье, где они позднее получили единые книжки взрывников и руководителей взрывных работ вместе с лицензиями Ростехнадзора.
По словам заместителя начальника Пожарно-спасательной службы Калужской области (по поисково-спасательной работе) Дмитрия Робертовича Лобова, в 90-е годы была необходимость создать такой отряд в регионе, потому как, в тяжелое для страны время боеприпасы уничтожать было некому. К тому же, подобная группа на тот момент уже работала в Тульской области. Калужская группа разминирования стала второй в ЦРЦ.
«В год мы уничтожаем от 1,5 до 2,5 тысяч боеприпасов. За 20 лет на неплохой арсенал наберется. Мы ведем не только общую статистику, но и отдельно по снарядам большого калибра, реактивным снарядам, бомбам. В некоторые годы количество авиабомб, обезвреженных нами, доходило до 15-20 штук», ‒ отмечает Дмитрий Робертович.
Самая большая авиабомба была найдена в июле 2014 года в Кировском районе в деревне Малая Песочня. Вес снаряда составил две с половиной тонны. На ее обезвреживание пришлось потратить два дня. Обнаружили боеприпас в лесном массиве между трёх деревень на расстоянии – от 1,5 до 3 км.
«Эта бомба представляла реальную угрозу для местных жителей. Мы находились в Кирове, занимались уничтожением очередного артиллерийского снаряда, когда из полиции поступило сообщение об обнаружении непонятного объекта, похожего на ракету, который местные жители пытались вытащить трактором из леса. Прибыв туда, мы увидели, как вдоль леса шли глубокие следы от трактора. Мы были удивлены, ведь местный житель пытался вытащить бомбу за хвост. А почему за хвост? Потому что хвост бомбы состоял из алюминия, а это цветной металл».
Со стороны людей это было рискованно, ведь авиабомба находилась в заряженном состоянии, взрыватель был вкручен, при подрыве последствиями могли быть более чем серьезными – пострадали бы даже близлежащие деревни. Сама бомба располагалась близко к поверхности земли, под небольшим углом. Видимо, самолет сбросил её с небольшой высоты.
Обезвреживать боеприпас пришлось на месте. Было привлечено большое количество сотрудников, в том числе, из полиции и министерства обороны. Местная администрация предоставила экскаватор, чтобы соорудить котлован. то было необходимо сделать, ведь в случае взрыва вся энергия ушла бы вверх, а не распространилась по округе.
«Приняв меры предосторожности, мы разрезали бомбу на три части, удалили взрывчатое вещество. Корпус вывезли, отреставрировали и передали в музей «Судьба солдата» в г. Обнинск».
Стоит сказать, что это была самая крупная авиационная бомба за весь период работы группы. Больше всего боеприпасов времен Отечественной войны, по словам Дмитрия Робертовича, в разные годы находили в Юхновском, Мосальском, Барятинском, Спас-Деменском и Ульяновском районах нашей области. И теперь, чаще всего, взрывоопасные предметы люди находят при осуществлении строительных работ, при прокладке газопроводов или на дачах.
«В нашей практике иногда встречаются схроны, склады. Был случай в Людиновском районе, у деревни Еловка, когда произошел подрыв всего арсенала. Подрыв произошел из-за того, что при отступлении немцы заминировали этот склад. Артиллерийские снаряды калибра 150 мм были уложены штабелями, а между ними находились противотанковые мины. Причем они были поставлены на неизвлекаемость – даже если сапер снимет основной взрыватель, все равно произойдет подрыв. Попытались стянуть мину кошкой, длина шнурка 25 метров. Но у мины отскочила ручка. От нее взорвалась вся закладка», – вспоминает Дмитрий Робертович.
В результате взрыва в деревне повредило окна, крыши домов. А на кладбище, которое находилось неподалёку, поломало кресты и памятники. Это первый случай, когда деятельность группы была застрахована, а страховая компания полностью возместила ущерб жителям.
Работа сапёров связана с очень большим риском, им часто приходится оказываться в опасных ситуациях. Как признался заместитель начальника Пожарно-спасательной службы: «Риск присутствует во всяком деле. Здесь люди работают уже с опытом. Приходится взвешивать и прогнозировать ситуацию, какие-то боеприпасы приходится уничтожать на месте, что-то вывозить на безопасное расстояние, и даже выносить на руках».
Не стоит забывать, что опасные находки по прошествии многих лет способны нанести урон. И никто не знает, столько ещё должно пройти времени, прежде чем последний снаряд Времён Великой Отечественной войны будет обезврежен.