ФАКТ 5
Основоположник начала основания Специальной пожарной охраны Смуров Анатолий Николаевич
Анатолий Николаевич Смуров появился на свет 08 ноября 1914 года в городе Петроград.
Генерал-майор внутренней службы, выдающийся пожарный деятель, основатель и первый руководитель Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР.
Его отец, Смуров Николай Михайлович, 1887г. рождения был выходцем из крестьянской семьи села Лаголово Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Николай Михайлович работал зубным техником в Здравотделе Октябрьской железной дороги.
Мать Анатолия Николаевича, Смурова Екатерина Андреевна родилась в деревне Игомель Псковской губернии в 1876г. Екатерина Андреевна была домохозяйкой, растила и воспитывала детей.
В 1922 г. Анатолий Николаевич поступил учиться в 54-ю Советскую трудовую школу в Ленинграде и, окончив ее в 1931 г., получил неполное среднее образование. С 1931 по 1933 г. Обучался в фабрично-заводском училище при заводе им. Казицкого и получил квалификацию слесаря-механика 3-го разряда. В феврале-августе 1933 года работал электромонтером на заводе им. лейтенанта Шмидта. Руководители завода командировали Анатолия Николаевича на учебу на рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров коммунального строительства. Рабфаки – рабочие факультеты были созданы в 1919 г. Они позволяли молодым людям из семей рабочих и крестьян за 3 года завершить общее среднее образование, и готовили молодежь к обучению в ВУЗах.
По окончании рабфака в 1935 году А. Н. Смуров становится студентом только что организованного факультета инженеров противопожарной обороны (ФИПО НКВД СССР) при ЛИИКСе.
Анатолия Николаевича назначают командиром группы, которая два года получала переходящее Красное Знамя института. А. Н. Смуров – комсорг факультета и отличник в учебе по рекомендации начальника ФИПО инженера Н. Ефремова в июле 1940 г. был выдвинут кандидатом на Сталинскую стипендию. Для Анатолия Николаевича это было значимо: у него была семья, жена и сын.
Сталинская стипендия была учреждена для подающих надежды студентов в 1937 году и составляла 130-200 рублей, при средней заработной плате 250-270 рублей (в Москве и Ленинграде стипендия была на 10 рублей больше). На весь СССР было учреждено 4150 стипендий.
26 июня 1940 года А. Н. Смуров получил диплом об окончании Ленинградского института инженеров коммунального строительства, выполнив дипломный проект на тему «Профилактика товарной станции» с оценкой «отлично».
В этом же году он назначен на должность помощника начальника отделения квартирно-эксплуатационного отдела Главного Управления пограничных войск НКВД СССР г. Москвы. Анатолий Николаевич принял военную присягу.
Приказом ПВ НКВД СССР в 1941 году ему присвоено звание военный инженер 3-го ранга.
В 1941-1944 г.г. Анатолий Николаевич служил старшим инспектором, заместителем начальника отдела, начальником отдела Управления пожарной охраны УМВД Куйбышевской области, г. Куйбышев. В 1943 г. ему присвоено звание «инженер-капитан».
В 1944-1947 г.г. он служил начальником отделения, заместителем начальника отдела Госпожнадзора Главного Управления пожарной охраны МВД СССР в г. Москве.
А. Н Смурову 33 года, и он уже обладает многими качествами руководителя. В аттестации 1947 г. были отмечены его административно-организационный опыт, настойчивость, инициативность, требовательность, авторитетность, уважительное и заботливое отношение к подчиненным. Он умело анализирует и делает выводы при разработке ряда руководящих документов, в которых были определены и зафиксированы функциональность, планирование и организация профилактической работы.
В 1947 г. А. Н. Смуров был рекомендован на должность начальника специального отдела ГУПО МВД СССР. За плодотворную деятельность А. Н. Смуров в 1948 г. награжден знаком «Заслуженный работник МВД».
В 1950 г. А. Н. Смурову присвоено звание инженер-подполковник МВД СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1954 г. его наградили орденом «Красная Звезда» за выслугу лет в войсках и органах МВД. В 1956 г. А. Н. Смурову присвоено звание полковник внутренней службы МВД СССР. В 1957 г. он назначен на должность заместителя начальника Главного Управления пожарной охраны МВД СССР.
В 1960 г. Решением бюро ЦК КПСС по РСФСР и Приказом МВД РСФСР от 29.12.1960 г. А. Н. Смуров утвержден на должность начальника Центрального научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД СССР (с 18.02.1960 по 02.04.1960 г.) и служил начальником ЦНИИПО МООП РСФСР (с 02.04.1960 по 09.06 1965 г.).
На этом этапе своей деятельности А. Н. Смуров проявил себя талантливым руководителем и организатором науки. Научные подразделения ЦНИИПО стали активно работать с местными органами пожарной охраны, с ведомственными предприятиями, государственными комитетами, комитетами радиоэлектроники и техники, с другими НИИ. Он ориентировал деятельность сотрудников ЦНИИПО на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
С 1969 года Анатолий Николаевич полностью посвятил себя задаче организации пожарного обучения, подготовке специалистов по пожарной безопасности. Он возглавил Факультет инженеров противопожарной техники и безопасности Высшей школы МВД СССР, одновременно являясь заместителем начальника Высшей школы МВД СССР.
Опыт руководящей работы А. Н. Смурова способствовал сочетанию требовательности с чутким товарищеским подходом к подчиненным. Он квалифицированно осуществлял руководство кафедральными коллективами факультета; постоянно поддерживал связь с практическими работниками и научно-исследовательскими учреждениями; сам выступал с докладами по актуальным вопросам деятельности пожарной охраны. А. Н. Смуров уделял много внимания не только повышению качества учебного процесса, но и бытовым проблемам преподавателей и слушателей.
При его активном участии на факультете был осуществлен ряд мер по изменению специализации при подготовке группы военных инженеров для внутренних войск путем создания новых профилирующих кафедр и укрепления кафедр профессорско-преподавательским составом, имеющим опыт научно-исследовательской и педагогической работы в ВУЗах.
А. Н. Смуров направлял работу Совета факультета, кафедральных коллективов, начальников курсов и слушателей на повышение качества учебы, укрепление дисциплины, улучшение материально-технической базы: оборудование специальных кабинетов, лабораторий современными средствами пожаротушения, сигнализации и связи. Он инициирует строительство нового учебно-лабораторного корпуса и общежития для слушателей.
При его поддержке силами профессорско-преподавательского состава проводятся научные исследования по хоздоговорной тематике с различными учреждениями и организациями Москвы и Московской области и другими регионами.
Анатолий Николаевич, учитывая актуальность научных исследований, принял решение о назначении А. А. Пименова на должность научного сотрудника кафедры пожарной профилактики в технологических процессах производств. Под руководством заместителя начальника кафедры
О. М. Волкова А. Пименовым была разработана карта пожарной опасности технологических процессов производств и проводилось исследование «Пожарная опасность атомных станций».
А. Н. Смуров – профессионально компетентный специалист по противопожарной обороне и инициативный, исполнительный, требовательный, чуткий руководитель.
23 октября 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР А. Н. Смурову присвоено звание генерал-майора внутренней службы.
15 января 1974 г. Приказом МВД СССР генерал-майор внутренней службы А. Н. Смуров был назначен начальником ВИПТШ МВД СССР. В марте этого же года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил вручить Красное Знамя Высшей инженерной пожарно-технической школе МВД СССР.
Свою деятельность в должности начальника А.Н. Смуров начал с обустройства слушателей и адъюнктов в общежитии и увеличения аудиторного фонда за счет аренды зданий. Одновременно был поставлен вопрос о проектировании и строительстве учебно-лабораторного корпуса и общежития.
В Москве на улице Осипенко, дом 5 размещался специальный факультет, руководителем которого был назначен участник Великой Отечественной войны, полковник внутренней службы Борис Иванович Таскин. Факультет готовил инженеров противопожарной техники и безопасности для зарубежных стран, в том числе для Афганистана, Болгарии, Чехословакии, Германии, Йемена, Кубы, Монголии и др.
На улице Планерная в восстановленном здании, ранее принадлежавшем УПО г. Москвы, расположился факультет заочного обучения. Руководителем факультета был назначен полковник внутренней службы В.И. Макаров.
По инициативе А. Н. Смурова в Москве было арендовано 14 зданий: 4 – для учебного процесса и 10 – для проживания слушателей, построен новый учебный корпус Академии.
Смуров А.Н. воздвиг новый учебный корпус, оснастил лаборатории наиболее современным оборудованием, создал вычислительный центр. На построенном Анатолием Николаевичем учебно-лабораторном корпусе в настоящее время установлена мемориальная доска.
Но Анатолий Николаевич Смуров заботился, естественно, не только о размещении обучаемых в ВИПТШ МВД СССР, но и о подготовке научно-педагогических кадров для пожарной охраны.
Выпускниками адъюнктуры Высшей школы МВД СССР в 1967 г. были Я. С. Повзик, будущий начальник кафедры ВИПТШ МВД СССР; Н. Ф. Бубырь, будущий начальник кафедры; заместитель начальника по научной работе М. П. Башкирцев; А. А. Качалов секретарь парткома школы, В. Ф. Кудаленкин, в будущем 1-й заместитель начальника по учебной работе.
Анатолий Николаевич всячески поддерживал адъюнктов, он всегда понимал, как необходимы пожарной охране профессиональные научные кадры. Благодаря развитию этого направления в ВИПТШ МВД СССР сегодня в стране в учебных и научных подразделениях и в Академии трудятся десятки выпускников адъюнктуры – ученые в области пожарного дела. А в 1983 г. за лучшую научную работу ВИПТШ МВД СССР было присвоено переходящее Красное Знамя МВД СССР и денежная премия в размере 1 тысячи рублей. Решением общего собрания Школы эта сумма была передана на строительство памятника Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Создание нового ВУЗа влекло за собой процесс формирования кафедр. Как опытный руководитель, А. Н. Смуров владел методами становления и развития служебных коллективов, знал закономерности функционирования коллективов, возможности возникновения конфликтов в этих группах и при подборе кадров профессионально использовал эти знания.
Он знал всех, работающих в ВИПТШ, и обращался при встрече к каждому по имени отчеству: к уборщицам, работникам столовой, служащим библиотеки, медицинским работникам, ко всем сотрудникам кафедр и других подразделений. Медицинская часть располагалась в общежитии, и там Анатолий Николаевич часто бывал, интересуясь, какие проблемы возникали в этом подразделении. Решения принимались оперативно.
Смуров регулярно до начала занятий со своими помощниками обходил все помещения школы, и от его внимательных глаз не ускользали ни сломанные стулья и столы, ни оторванные оконные или дверные ручки, ни отвалившаяся штукатурка. Анатолий Николаевич понимал, что благоприятная духовная атмосфера коллектива зависит от эмоционального состояния работников и сотрудников, от их настроения. В беседе с сотрудниками и работниками, вливающимися в коллектив школы, он выявлял качества личности и особенно ценил профессионализм, креативность, практический опыт, интеллигентность, коммуникабельность, чистоту речи.
Анатолию Николаевичу удалось создать стабильный служебный коллектив. В процессе развития коллектива возникали и конфликты. Для их разрешения использовались все возможные формы: компромиссы, задержание присвоения очередного звания, лишение премии, выговоры, увольнения.
Начальнику ВИПТШ были присущи особенности и авторитарного, и демократического стиля руководства. Как авторитарный руководитель, он использовал особенности этого стиля: всегда принимал важные решения, учитывая интересы и точку зрения своих подчиненных; четко и ясно аргументировал свою позицию по обсуждаемой проблеме; обосновывал выдвигаемое им задание или предложение. Если он задумывал внедрить в работу коллектива что-то новое, он советовался со своими заместителями и помощниками, с начальниками кафедр и затем уже ставил вопрос на обсуждение с членами Ученого совета.
А. Н. Смуров постоянно заботился о совершенствовании качества подготовки специалистов для пожарной охраны страны и их количестве. Он решил принципиальный вопрос о создании трех факультетов ВИПТШ МВД СССР: в городах Ленинграде, Иркутске и Ташкенте. Эти факультеты успешно функционировали и выпускали квалифицированных специалистов. Ленинградский факультет стал фундаментом для существующего сегодня Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Иркутский факультет находится в составе ВУЗа МВД РФ. Ташкентский факультет преобразован в Высшую техническую школу пожарной безопасности МВД республики Узбекистан
По воспоминанием ветеранов пожарной охраны, лично знавших Анатолия Николаевича, излюбленной его фразой (особенно при «раздаче» подчинённым выговоров и замечаний) была фраза: «Я Вам скажу!» с выделением последнего слова. После этой фразы обычно и шли указанные выговоры и замечания.
Профессор Безбородько М.Д. вспоминал о А.Н. Смурове так:
" генерал-майор Смуров А. Н. – Человек с большим практическим опытом работы и незаурядными способностями руководителя чётко сознавал значимость своего положения, свою ответственность перед государством за подготовку инженеров для пожарной охраны. По моему глубокому убеждению, понимание своей ответственности было основополагающим в его деятельностиАнализируя прошедшее, легко приходим к выводу, что в годы руководства нашим учебным заведением А. Н. Смуровым много было сделано впервые. Следует согласиться с тем, что сделанное было создано коллективом профессорско-преподавательского состава и начальствующим составом школы, её техническими сотрудниками. Заслуга начальника в том, что им анализировалось состояние подготовки инженерных кадров, формулировалось направление её совершенствования и, самое главное, мобилизовался весь коллектив на выполнение обоснованных задач. Некоторые направления следует отметить особо. Им четко реализовалось сочетание воспитания учащихся с совершенствованием уровня обучения. Для этого были привлечены профессорско-преподавательские кадры из офицеров военных академий. Их методический опыт во многом способствовал повышению уровня инженерного образованияНа основании своего опыта и обобщения опыта учебного заведения А. Н. Смурову удалось решить три принципиально новые задачи. 1. А. Н. Смуровым были удачно привлечены доктора технических наук, профессора из различных учебных заведений, которые переквалифицировались в направлении пожарной охраны и стали руководителями кафедр и научными руководителями адъюнктов. 2. Активно осуществлялось руководство подготовкой адъюнктов. После защиты диссертаций они пополняли коллективы кафедр. 3. Силами профессорско-преподавательского коллектива были созданы учебники и учебные пособия по направлениям учебного процесса ФИПТиБ. В годы службы в школе мне приходилось сотрудничать с Анатолием Николаевичем как в должности начальника и профессора кафедры, так и при выполнении внештатных обязанностей руководителя методического совета, межкафедрального научного семинара, заместителя председателя диссертационного совета. На основании такого долголетнего общения необходимо отметить следующее. Все предложения, которые выносились на рассмотрение им или со стороны сотрудников, всегда тщательно, по-деловому, анализировались, уточнялись и, как правило, цель поставленных задач чётко формулировалась. Обоснование же путей решения поставленных задач, метода достижения поставленной цели возлагались на исполнителя. Вместе с тем осуществлялся жесткий контроль (по срокам) решения поставленных задач и деловое обсуждение полученных результатов. Исполнитель мог отстаивать и доказывать справедливость своих результатов, но окончательному решению он должен был подчиняться безоговорочно. Анатолий Николаевич тихим, немного приглушенным голосом спокойно разговаривал со своими подчинёнными, спокойно выслушивал своих начальников (начальников ГУПО, заместителей министров) и вёл беседы с представителями делегаций других государств. Во всех случаях чувствовалась его убежденность в своей правоте, понимание своего долга и гордость за свою школу.
А. Н. Смуров был отменным руководителем, доброжелательным и чутким воспитателем, настоящим Человеком".
Профессор Серков Борис Борисович также вспоминает о генерале:
"1972 год. Я работал на заводе. Занимался вопросами, связанными с обеспечением пожарной безопасности индивидуального снаряжения летчиков и космонавтов. Параллельно готовил кандидатскую диссертацию. Надеялся защитить ее в Подлипках на фирме С. П. Королева. Но не тут- то было. Оказалось, что пожарную тематику диссертационные советы не очень хотят принимать. И тогда Иосиф Михайлович Абдурагимов – человек, который взял меня на работу после аспирантуры и стажировки в филиале института хим. физики, представил меня начальнику Высшей инженерной пожарно-технической школы генерал-майору А. Н. Смурову. Я стал регулярно бывать в ВИПТШ. Многие вопросы приходилось обговаривать и решать непосредственно с Анатолием Николаевичем. Меня поразила его высочайшая культура общения, пунктуальность и доброжелательность. Не было ни одного (!) случая, чтобы я приехал в назначенное время, и меня просили подождать. Всегда, когда я входил в приемную Смурова, секретарь встречала меня словами: "Пожалуйста, проходите, Анатолий Николаевич ждет Вас". А ведь я был простой инженер, и было мне всего 30 лет".
Профессор Величко Виктор Максимович тоже поделился воспоминаниями. Он отвечал в ВИПТШ-МИПБ-Академии за физподготовку и спортсменов. Не секрет, что спортсмены в любом ВУЗе, больше занимаются спортом, чем учатся. Но тогда речь не шла о том, что бы "поставить" зачет незнайке спортсмену. Речь шла именно о возможностях компенсировать дополнительными занятиями то время которое они проводили на спортивных сборах. Показательно, как просто и доходчиво Анатолий Николаевич объеснил своему офицеру, заявившему что из ста двоечников трое или четверо были спортсмены, для чего нужен спорт в ВУЗе и как это связано с престижем профессии.
"А еще он был очень внимателен насчет спортсменов. В высшей школе работал Иванов Антон Филипыч, вот он докладывает на Ученом совете, что здесь сдали сессию, 110 двоек, и что из них три спортсмена. Смуров говорит: "Вы знаете? Вот если наша команда на первенстве МВД из 23 команд займет 1-ое место, то это покажут в программе Время. Представляете на Камчатке человек одевается, рыбак, в море выходить. Одевает сапоги, уже готов, и тут утром показывают или вечером показывают в программе Время: Высшее инженерное пожарно-техническая школа заняла 1-ое место среди 23 команд республик, учебных заведениях МВД СССР. Он кричит: "Жена, беги ко мне. Ты представляешь, как это у пожарников высшее образование есть. Какой пользы они приносят, когда выступали на соревнованиях. Популяризируют профессию! Расскажут о высшей школе. Так что я Вам скажу, надо быть внимательнее"
Эта же черта - забота о престиже профессии, ВУЗа запомнилась и профессору Абдурагимову И.М.
"Вспоминаю как он хотел поднять престиж школы. Был какой-то день открытия, что-то такое, И он хотел пригласить академика Зельдовича Якова Борисовича известнейшего ученого СССР, одного из создателей ядерной и водородной бомбы, который внес крупный вклад в разивтие теории горения. А это основа пожарного дела же. И так как я был работал с Зельдовичем он просто меня измучил: "Иосиф Михайлович, пригласите Зальдовича в ВИПТШ, Вы понимаете как нужно пригласить Зельдовича? Что, Вы добились согласия Зельдовича?". Мне пришлось ехать к Академику и обеспечить его присутствие на мероприятии. Так заботился Смуров о престиже школы"
При таком отношении человека к своему делу, к пожарному делу, было бы странно, если те, кого он учил не стали бы выдающимися профессионалами. Деятельность Смурова А.Н. привела к невероятному расцвету пожарной охраны, обеспеченному силами тех, кого он учил. Можно сказать, что те знания, которые имеют сейчас пожарные специалисты, они имеют прежде всего благодаря генерал-майору внутренней службы Смурову Анатолию Николаевичу, что ставит его в один ряд с такими пожарными деятелями как Павел Казимирович Яворовский, Федор Эдуардович фон Ландезен, и другими основателями пожарной педагогики.