Алексей Муравьев: служба Отечеству – служение людям
«Я тогда был еще молодым начкаром. На улице Московской в одной из квартир в общежитии произошло возгорание телевизора. Из того пожара я вынес ребенка. Но мальчик не выжил – угарный газ сделал свое страшное дело. Дети – это особая категория. Даже если ты сделал все правильно, но произошло непоправимое, то всегда винишь себя. Ведь наша система создана, чтобы предотвратить, спасти, помочь».
-Алексей Дмитриевич, Вы в пожарной службе уже больше 15 лет. Что привело в эту сферу деятельности?
-На мой взгляд, Его Величество «Случай», или, можно сказать, стечение обстоятельств. После окончания Детчинского совхоза-колледжа по специальности техник-механик сельскохозяйственных машин я был призван в армию. Честно, говоря, я очень люблю технику, работу с механизмами и, скорее всего, работал бы по специальности. Но, отслужив в отдельном батальоне милиции специального назначения в г. Воронеже, я вернулся в родное Барятино. Устроился работать компрессорщиком на шайковскую авиабазу. Занимался выработкой газовых смесей для дальней авиации. И вот в один из приездов домой мне пришлось отправиться оплачивать штраф за моих родителей. На нашей улице случился пожар: горели соседские хозяйственные постройки. После пожара инспектор устроил полную проверку не только у потерпевших, но и у соседей. Нашел нарушения требований пожарной безопасности и у нас. Так вот, отправился я оплачивать штраф, по дороге заглянул в пожарную часть, а меня пригласили туда работать инструктором по пожарной профилактике. Ведь вот как бывает: во время службы в армии мне пришлось выполнять свой воинский долг в горячих точках. Там задачей было уничтожать врагов. Теперь же моей целью стало спасение человеческих жизней.
-Значит, для Вас результат труда важнее почестей и наград? И все же, какие из них для Вас наиболее ценны?
- Значима каждая, но особенно для себя отмечаю Медаль «За отвагу на пожаре» (за свою службу в пожарной охране майор внутренней службы Алексей Муравьев вынес из огня пятерых пострадавших) и Медаль «За отличие в ликвидации ЧС» (эта награда появилась у Алексея после участия в борьбе с водной стихией в Хабаровском крае осенью 2013 года).
-А как Вы оказались в СПЧ – 16?
- Можно относиться к этому по-разному, но я считаю, что судьба посылает людей, которые нам необходимы, в конкретный момент жизни. Надо только не проглядеть их. Я уже учился в г.Иваново, в институте Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Учился заочно и работал. Попасть сюда мне помог мой друг. Сначала определили меня инспектором госпожнадзора ПЧ-2 по охране г. Калуги, а затем меня направили «на передовую» - начальником караула СПЧ-16.
-Как чувствовали себя в новой должности?
-В моем карауле оказались опытные бывалые воины. Эта была отличная практическая школа: и профессиональная и чисто человеческая. Меня направляли старшие товарищи. Сейчас в моем карауле 50% состава – молодежь и для них я выступаю в этой роли. Но всегда с теплотой и благодарностью буду вспоминать советы и наставления ветеранов.
-Алексей, а были ли минуты за период службы. Когда было реально страшно? Ведь за восемь лет работы в части Вы принимали участие в тушении практически всех крупных пожаров, происходивших в Калуге.
-Не стану кривить душой, все мы люди и ничто человеческое, как говорится, нам не чуждо. Было это лет 6-7 назад. Я тогда только начинал здесь работать в должности начкара. На Северном горела котельная, топившаяся мазутом. Из-за горения сухой травы загорелись трубопроводы. Один из них оказался рядом с огромной емкостью с этим самым мазутом. Сами понимаете, что могло бы произойти при растущей температуре… Была поставлена задача охлаждать цистерну до приезда коллег из ПЧ-3. И тут цистерна загудела. У начкара, кроме тушения огня, есть еще важная задача – сохранить своих бойцов. Поэтому я ребят отозвал, а сам остался. Охлаждал до приезда караула ПЧ-3. Они быстро подали ствол на тушение и сбили факел на трубопроводе. Вида, конечно, старался не показывать, но внутри росло чувство страха – пропорционально усиливающемуся гудению цистерны. Я давно уже не испытываю таких эмоций. Есть работа, такая же, как, например, у хирурга или патологоанатома. Вы уж простите за такое сравнение, но ведь и это надо кому -то делать. И делать с душой, осознавая необходимость и неся всю полноту ответственности.
- Сейчас Вы являетесь руководителем смены специализированной пожарной части 16 ФГКУ «1 ОФПС по Калужской области». Каков круг Ваших обязанностей?
-Если коротко, то организация работы всей части во время несения караула в течение суток. А если подробнее, то стремлюсь обучить состав своего караула тонкостям нашей работы, добиться того, чтобы каждый понимал свою ценность, чтобы караул действовал, как заряженная винтовка: если заряжена- то должна выстрелить и обязательно попасть в цель. Поэтому, приходя на дежурство, мы обязательно проводим анализ соей работы, стремимся оттачивать умения и навыки. Каждый должен найти себя. Это моя цель, как начкара. Поэтому стараюсь отдавать своим ребятам все, что сам знаю и умею, чтобы каждый из них потом мог сказать: я сделал все, что мог и даже больше. А для себя я выбрал такой девиз: мы работаем, чтобы другие могли спокойно жить.
-Вы хотите сказать, что года два назад вы поняли, что эта работа – ваше призвание?
-Да. И помогли мне в этом опять же замечательные люди, оказавшиеся рядом очень вовремя. Это Павел Владимирович Шагов – начальник части и Руслан Андреевич Давыдов- начальник караула. С них все и началось. Именно они первыми начали работу по усовершенствованию экипировки пожарных нашей части. Благодаря им я познакомился с высокопрофессиональными людьми – спасателями московского гарнизона. А эти встречи утвердили меня в необходимости постоянного самосовершенствования, заставили осознать, что в нашей сфере работает не один человек, а система в целом. Мы часто бываем на семинарах в Москве, осваиваем новую тактику тушения пожаров в закрытых помещениях, участвуем в тренингах, которые проводят московские спасатели, выезжаем с ними на тушение пожаров.
-О какой новой тактике тушения пожаров Вы говорите?
-Это тушение при помощи вентиляционных устройств. Кстати, хочу отметить, что, как часто бывает: новое –это хорошо забытое старое. Наработки этой системы были известны в Советском Союзе еще в 70-е годы двадцатого столетия. Но, как и многое прогрессивное, были «успешно» забыты. А вот наши западные коллеги пользуются этим достижением и добились большого прогресса в области тушения пожаров. У нас такие тренинги по тактической вентиляции проводятся лишь третий год. Радостно отметить, что третий такой тренинг проходил у нас в Калуге. Он наглядно показал, что тушение таким способом более эффективно: и с позиции качества и с позиции скорости.
-Если можно, коротко расскажите, в чем она заключается.
- Нагнетание воздуха с помощью мощных вентиляторов в закрытое помещение, где произошло возгорание, вытесняет в вентиляционные выходы угарный газ и пар, образующийся при подачи воды на очаг пожара (напомню, что 1 литр воды при нагревании дает 1400 литров пара). Таким образом, стояк подъезда оказывается пригодным для эвакуации людей из здания. Их не приходится искать в задымленном помещении и в разы уменьшается действие угарного газа на потерпевших.
-А вам уже приходилось пользоваться этой методикой в Калуге?
- Совсем недавно в районе «Галантуса» произошел пожар в автосервисе, на втором этаже которого располагались офисные помещения. Мы установили вентилятор на входе во второй этаж и провели вентиляцию. Насколько это облегчило работу спасателей: дым глаза не режет, можно действовать вообще без аппаратов дыхания. Все, что на учениях пробовали - испытали в боевых условиях.
-А как Вы совершенствуете свою физическую форму?
-Сколько себя помню, всегда спортом занимался. Хоккей, футбол, дзюдо. В 2007 году на Всероссийских соревнованиях, которые проходили в Калуге, выполнил норматив мастера спорта по пауэрлифтингу. Это силовое троеборье – приседания, жим лежа, становая тяга. Суть этого вида спорта заключается в преодолении сопротивления максимально тяжелого для спортсмена веса.
- А как в семье относятся к Вашей работе?
-Жена поддерживает. Она преподаватель начальных классов. Я многое у неё перенимаю для своей работы. Прежде всего, умение находить подход к людям.
Ну, а мама и отец, как любые родители, беспокоятся и переживают за нас с братом. Он ведь тоже работает в системе МЧС, занимается вопросами обеспечения связи.
- Думаю, нет необходимости задавать вопрос о перспективах.
-Правильно думаете. Я глубоко уверен в том, что каждый человек должен вести тот объем работы, на который у него хватает сил, опыта и любви. Я люблю свою работу и не стремлюсь к карьерному росту. Мне хорошо и комфортно на своем месте. Я люблю свой караул и рад, что вокруг меня удивительные люди, которых я без преувеличения могу назвать фанатами пожарной службы.
Материал подготовлен Юлией Нагорновой,Пресс-служба ГУ МЧС России по Калужской области