В первом этапе IV Всероссийского героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда спасения», проведенном главными управлениями МЧС России субъектов Российской Федерации, приняли участие свыше шестнадцати с половиной тысяч ребят всех регионов России.
На всероссийский этап фестиваля было представлено 324 творческих работы, из которых Жюри фестиваля определило обладателя Гран-при и 15 победителей (1-е, 2-е и 3-е место) в номинациях: сценическое искусство, литературное, музыкальное, изобразительное и хореографическое творчество.
Калужанка Рубцова Полина 17 лет, МКОУ «Барятинская СОШ», село Барятино Калужская область заняла первое место в конкурсе «Литературное творчество» с работой «Возвращение» (педагог – Новикова Наталья Владимировна).
В своих работах участники фестиваля поздравили сотрудников спасательных служб с 30-й годовщиной МЧС России и посвятили свои произведения героизму пожарных и спасателей.
В год 75-летия Великой Победы на конкурс было представлено большое количество замечательных работ, в которых дети отразили подвиг спасения от фашизма, совершенный нашими воинами, самоотверженность народа, благодарность за мирное небо над нашей головой, почтили память погибших.
Фестиваль вносит значительный вклад в формирование культуры безопасности жизнедеятельности в детской и молодежной среде, повышение вовлеченности подрастающего поколения в творчество патриотической направленности.
Мы гордимся нашими талантами и поздравляем победителей с заслуженными наградами!
Главное управление МЧС России по Калужской области.
Возвращение
Звучно треща и пылая, отдавал тихим теплом разложенный костер. Косматый дым неспеша обволакивал вечерний лагерь. Ребята-поисковики грелись у огня и слушали истории старших товарищей.
- Хотите верьте, хотите нет, но в работе нашей много таинственного. То сон правдивый привидится, где кости лежат, то души солдат являются в лагерь. Очень часто, когда находим их, дожди стеной стоят или, бывает, голубь какой на ветку сядет. А так, обычно, в местах, где много солдат погибло, живности нет, птицы песнями своими не радуют. Могильная тишина вокруг, - рассказывал Сергей Александрович, руководитель отряда.
- Запугаете нас на ночь глядя, мы спать не сможем, - возмутились девочки.
- Ладно вам, девчонки, у вас вон сколько защитников. А звери нутром чувствуют присутствие сил потусторонних, завоют или зарычат непременно.
- Умеете же вы успокаивать Сергей Александрович! Теперь, когда Казбек завывать начнет, всегда будем думать, что духи рядом.
- Девочки, что ж вы такие пугливые? Всё будет хорошо.
- Когда же и мы что-то значительное найдём? - спросил Кирилл.
- Сердцем чувствую, что скоро обязательно найдём что-то важное. Ко мне во сне вчера Ангел приходил. Он в этих местах за душами погибших солдат присматривает.
- Какой еще Ангел? Расскажите, пожалуйста, - стали просить его девочки.
- Ну хорошо, слушайте! Среди местных жителей ходит поверье, что на жестоких полях сражений, средь шума деревьев, можно услышать горестный плач ангела, который скорбит о неупокоенных душах, и быть ему там до тех пор, пока не будет найден и захоронен последний солдат.
Помню, когда я впервые сюда, под Зайцеву Гору, в поисковую экспедицию поехал, так в первую же ночь ко мне Ангел во сне пришёл и указал на место за лесной прогалинкой, где мы и нашли потом останки пяти убитых красноармейцев, а при них «смертные» медальоны.
— Вот страху-то нагнали, как нам теперь спать ложиться? - сказала Полина.
- Чего испугались, трусихи? Ложитесь и ни о чем не думайте.
Будние дни в поисковом отряде не отличались разнообразием. Бывали успешные дни, когда отряд находил личные вещи и останки солдат, а были и совсем неудачные, когда проливные дожди не давали ребятам высунуться из палаток.
В одну из ночей над лагерем раздался тревожный лай овчарки Казбека. Наспех одевшийся Кирилл выскочил из палатки. Догоравший костер бросал одинокие тени, и мальчик увидел бежавшего в сторону лесной чащи пса. Немедля ни секунды Кирилл бросился вдогонку. Выйдя к небольшому оврагу, он заметил Казбека, принявшего угрожающую стойку. Взгляд животного был направлен в разросшиеся кусты ольховника. «Ты чего же убежал?» - Кирилл потрепал пса по лохматой макушке. Оглядевшись вокруг и ничего странного не обнаружив, мальчик вместе с овчаркой направились в сторону лагеря. Ночь стояла тихая, только звезды мерцали своим холодным сиянием, да редко где слышалось стрекотание кузнечиков. Не пройдя и половины чащи, совсем рядом послышался едва различимый плач. Кирилл в ужасе стал смотреть по сторонам, рассекая лучом фонаря темноту. «Да неужели это тот самый ангел, про которого Сергей Александрович рассказывал?» - в нарастающей панике спрашивал сам себя юноша. «Кто здесь? Покажись!» - зашептал он в черноту сосновых ветвей. Ответом ему была тишина. Кирилл повторил снова: «Ангел, это ты?».
Вдруг из тени сосен мягко выступил силуэт, очерченный небесным свечением. Это был ангел. Крылья его были опущены, а прекрасное лицо выражало смесь скорби с чем-то еще не понятным мальчику, но вызывающим необъяснимые чувства радости и надежды. Кирилл, не веря своим глазам, уставился на него и не мог вымолвить слова.
- Здравствуй, дитя. Что делаешь ты средь леса в такой поздний час?
- З-здравствуйте…, да я… Так… А вы правда души солдат бережете?
Мальчик с трудом пытался говорить, страх еще не покинул его сердце.
- Да, это мое священное предназначение, - сложив руки, ангел глянул на него, - но тебе нечего бояться, Кирилл. Они всего лишь желают покоя и просят о помощи.
- Но как им можно помочь?
- Я покажу тебе.
Ангел подошел к мальчику и легким движением коснулся его лба. Кирилл зажмурился, но тотчас распахнул глаза, почувствовав чужое присутствие. Казбек жалобно заскулил. Обернувшись, мальчик увидел под тоненькой березкой сидящую фигуру. Кирилл подошел поближе и узнал в ней молодого мужчину, одетого в советскую форму, который дремал, прислонившись спиной к дереву и сдвинув на глаза пилотку.
- Ангел, но как такое возможно?
- Теперь ты можешь видеть их, ты - как проводник. В самом ли деле ты думал, что один здесь? Знаешь ли ты сколько еще стоит их за твоей спиной? Они все хотят домой, а добраться не могут… Но сейчас ты сможешь помочь. Разбуди же спящего бойца, дитя.
Кирилл слегка сжал плечо мужчины и потряс. Солдат открыл глаза и в немом молчании уставился на него.
- Ты, значит, меня видишь? - мальчик все еще не мог поверить в происходящее.
Боец поднялся на ноги и с улыбкой смотрел на Кирилла.
- Правое вы дело делаете, благородное. Может и меня откопаете? Я тут прямо у этой березки лежу…
- Спасибо, что сказал. Как твое имя? Откуда ты будешь? Вдруг медальон не удастся найти…
- Владимир Смирнов. Местный я, с Фомино, тут недалеко. Трактористом был до войны.
- Конечно, Владимир. Непременно под берёзкой будем искать.
- Наверное, у меня уже и правнуки твоего возраста имеются. Слыхал я, что уже 75 лет прошло как война окончилась.
- А у тебя есть дети?
- Уходил я на войну, так у меня дочурка маленькая оставалась, Настенька. Эх… Так и не понянчил ее, родную. Будь неладна война эта проклятая. Что же с ней стало? Жива ль она?
Владимир сдавил лицо ладонями, не давая непрошенным слезам показаться. Кирилл было потянулся к нему, но призрак исчез, как будто и не было его вовсе.
Обескураженный мальчик посмотрел на ангела. Слова Владимира не выходили из его головы.
- Спасибо, Ангел! -сказал Кирилл и увидел, как образ ангела растворился в предрассветной дымке.
Следующим утром Кирилл поведал всем о том, что произошло ночью. И об ангеле, и о солдате.
— Вот это у тебя приключения ночные случились! – удивилась Полина.
В этот же день Кирилл копал в том самом месте под березкой, где встретил красноармейца. Спустя несколько часов работы он обнаружил останки бойца. Возле него были ещё кое-какие личные вещи: ложка, ладанка, чуть потемневшая по прошествии нескольких десятков лет и – какая удача! – медальон. Он подозвал всех и показал им свои находки. Ребята были в полном удивлении.
Какие же невероятные события случаются на местах боевых раскопок!
- Сергей Александрович, - заголосили ребята наперебой, - а Фомино это далеко?
- Да нет, тут рядом, километров тридцать, - мужчина улыбнулся. -А что, хотите сегодня же туда отправиться?
- А вдруг там еще живет его дочь Настя? – вмешался Кирилл, - ей же будет радостно узнать, что ее отец найден.
Доехали они, действительно, быстро, и всю дорогу Кирилл не выпускал из рук медальон, в котором бережно хранился клочок бумаги с надписью «Владимир Иванович Смирнов». Вот только где теперь дом искать? Всю деревню опрашивать, так это сколько времени уйдет? Не успел Кирилл досадно сжать кулаки, как в саду у ближайшего дома явил себя его знакомый Ангел. Он взял мальчика за руку и привел к порогу родного дома Владимира.
Это был обычный сельский дом, обложенный белым кирпичом, под черепичной крышей. Три окна, выходящих на улицу, были украшены наличниками с деревянной резьбой. Дом был окружен цветущим садом. Дверь открыла пожилая женщина. Приветливо улыбнувшись, она спросила у Кирилла:
- Здравствуй, мальчик. Что-то мне незнакомо твое лицо, ты, наверное, из приезжих будешь?
- Здравствуйте, меня зовут Кирилл Марьянов, я из поискового отряда и ищу Смирнову Анастасию Владимировну. Это вы?
Поймав настороженный взгляд женщины, Кирилл поспешил объяснить причину своего визита.
- Вчера на раскопках мы нашли останки красноармейца, в его медальоне говорится о том, что он – Смирнов Владимир Иванович, 1915 года рождения, уроженец этих мест, деревни Фомино Барятинского района. С ним было вот это.
И Кирилл протянул ей потемневшую от времени ладанку. Анастасия Владимировна с трепетом взяла ее из рук мальчика и с тяжким вздохом опустилась на скамейку. Слезы застилали ее глаза. «Папочка», - только и смогла вымолвить она. - «Наконец-то ты нашелся».
Мальчик едва сдерживал слезы, взволованный происходящим. Вдруг он увидел, как плачущую Анастасию Владимировну нежно держит за плечи ее отец. Он благодарно улыбнулся Кириллу:
- Спасибо тебе…
Война для Владимира Смирнова закончилась только сейчас. Он вернулся домой.
Ночью Кирилл долго не мог заснуть. Он думал о том, сколько еще солдат, погибших здесь, на Зайцевой Горе в Калужской области, лежат неупокоенными, считаются без вести пропавшими. И пока все, отдавшие за Родину жизнь воины не будут найдены и с честью похоронены, отряд «Поиск» снова пойдет по следам былых боев. Туда, где нужны их силы, их руки и горячие сердца.
Полина Рубцова