7 марта 2017, 17:34
3
10 минут

Году Гражданской обороны посвящается. Герои среди нас

Наступивший 2017 год в МЧС России объявлен Годом гражданской обороны. Такое решение было принято на высшем государственном уровне. 

В современном мире роль гражданской обороны очень важна. И как показывает опыт прошлого столетия, без неё не обойтись в ликвидации чрезвычайных происшествий и в военное, и в мирное время.

В юбилейный для Гражданской обороны год хочется рассказать о тех людях, которые в наши дни занимаются защитой населения, материальных ценностей и окружающей среды.

В Главном управлении МЧС России по Калужской области трудится человек, который знает о своём деле, без преувеличения, всё. Анатолий Егорович Ивкин ‒ один из тех, кто посвятил всю свою жизнь обеспечению безопасности людей. В настоящее время он возглавляет отдел Гражданской обороны, ветеран.

Родился в Кировском районе Калужской области. Окончив восемь классов, в 1967 году поступил в Калининское суворовское училище, пошёл по стопам отца-фронтовика и стал служить Родине. Это решение определило всю его дальнейшую жизнь. Как признаётся сам Анатолий Егорович, он нисколько не пожалел о том, что выбрал такой путь.

«Мы сами выбираем свою стезю, по которой идём потом. Никто нас насильно не заставляет. Я очень рад, что выбрал этот путь. Есть такие периоды в истории и в жизни, когда помимо твоего желания что-то происходит. А когда служишь в армии, то существуют приказы, которые нужно выполнять. Но мои желания и стремления чаще всего совпадали с тем, что мне предстояло делать».

В училище будущий офицер углублённо изучал основы военного дела. Подготовка была разносторонней. Большой приоритет отдавался изучению иностранных языков. В воспитании офицеров очень важна была физическая подготовка. Благодаря той закалке Анатолий Егорович смог сохранить своё здоровье и достойно пройти воинскую службу. По его словам, в советской армии офицеров готовили «от и до».

С большим теплом и лёгкой улыбкой вспоминает ветеран гражданской обороны годы учёбы в училище: «Особенно мне запомнилось, когда мы жили в полевом лагере «Кокошки» на берегу Волги. Лагерь этот был в сосновом бору, и так как мы все были физически крепкие ребята, постоянно появлялось желание себя проявить. А перед нами Волга… Хоть она в том районе и не столь широка, как например, в Самаре, но всё равно… Вот нам захотелось посоревноваться в том, чтобы переплыть Волгу туда и обратно. А река возле лагеря метров 250 в ширину. Я рискнул поспорить с таким же, как я, парнем. Мне друг сказал, что не переплыву Волгу туда и обратно, ведь расстояние было немалым, но я зашел по течению чуть повыше, переплыл на ту сторону, рукой помахал и переплыл также назад. Ну, за что и был наказан по дисциплинарной линии».

В 1970 году Анатолий Егорович Ивкин продолжил обучение уже в Московском военном училище Гражданской обороны СССР. Это было единственное в Советском Союзе училище, которое в своем названии имело аббревиатуру «СССР». Жизнь шла своим чередом… Тогда нынешний ветеран гражданской обороны и не предполагал, что ему придется столкнуться с такой страшной трагедией, как авария на Чернобыльской АЭС 1986 году.

«Когда произошел взрыв атомного реактора в Чернобыле, я командовал механизированным батальоном Гражданской обороны».

По характеру, как признается сам Анатолий Егорович, он всегда был человеком активной жизненной позиции. Ещё в школе, когда вступил в комсомол, его избрали секретарем комсомольской организации. Но самое главное, Анатолий Егорович из тех людей, которые не могут пройти мимо чужой беды.

«Мы воспитаны были так, что чужое горе воспринималось как своё. Это была такая социальная среда. Я, когда случилась трагедия в Чернобыле, был вообще-то в отпуске…»,- рассказывает Анатолий Егорович.

Не дожидаясь вызова, командир прервал отпуск и принял решение ехать.И в мае 1986 года он прибыл в свой отдельный механизированный полк на место назначения. Его батальон занимался дезактивацией зданий, сооружений и территорий, уровень загрязнения которых превышал в несколько раз допустимые нормы. Две самые главные задачи, стоявшие перед ликвидаторами аварии в Чернобыле, по словам Анатолия Егоровича, были: минимизировать выбросы радиоактивного излучения и провести реабилитацию местности.

Людей в городе тем временем уже не осталось, из Припяти спешно эвакуировали жителей. Из поселка, где работал батальон Анатолия Егоровича, всех тоже вывезли. Люди были эвакуированы в течение двух-трех часов. Они думали, что уезжают на два-три дня, а оказалось ‒ навсегда.

«Проезжаешь по деревне, мимо дома какого-то, возле него машина стоит, а дом не закрыт... Людей вывезли. И все думали, что они вернутся». Как вспоминает Анатолий Егорович: «Изначально месяц-два никто не думал, что туда вернуться будет нельзя. Осознание пришло потом. Сначала шли эксперименты, позволяющие определить, как провести реабилитацию территорий. Никто никакой опасности не осознавал. Опасность эту можно было только прибором определить. Тогда всё было впервые, и подобного опыта у человечества не было. Такое развитие событий не осмысливали, к нему не готовились…»

Но, по словам ветерана, когда погибли первые пожарные, стало очевидно, опасность всё-таки есть. «Невидимую угрозу» мало кто ощущал. Работать нужно было в респираторах, но не все следовали требованиям безопасности. Угрозу для жизни и здоровья люди стали осознавать  лишь со временем. К сожалению, когда уже было слишком поздно...

У всех, кто был направлен для ликвидации аварии, была надежда, что город и жизнь в нём можно восстановить. Еженедельно учёные проводили совещания и занятия, на которых обсуждалось, как обрабатывать посевы от радиации, какими методами можно понизить уровень радиоактивного загрязнения территорий населённых пунктов или, к примеру, разрабатывались специальные приспособления для фиксации радиоактивной пыли на дорогах.

Сначала руководством было принято решение провести полную дезактивацию: все улицы заасфальтировали вновь, бордюры заменили, сараи и заборы сломали и вывезли на могильники. Казалось, что что-то продвигается. Но спустя несколько дней после обработки, уровень радиации возвращался на прежние высокие показатели. Все труды были напрасны: «Единственное, что нам удалось сделать полезное сразу и навсегда – это  то, что мы не дали возможности дождевым водам поступать в реку Припять и дальше в Днепр. Потому что внизу там был Киев. Поэтому на берегу реки кустарник весь счищали, делали обвалку, укрывали её пленкой, потом слоем грунта определенного, чтобы ветром не уносило. И это позволило избежать повышения уровня радиации в Днепре и в Припяти».

А в городе Брагине, где дезактивация проводилась позже, была вывезена только часть населения: дети и пенсионеры. Остальные жители продолжали трудиться на загрязненных территориях. В таких условиях каждый человек должен был иметь при себе дозиметр, определяющий уровень радиации.

По словам ветерана, многих из тех, кто были на шаг впереди и работали в самых опасных местах в зоне заражения, давно уже нет в живых. И среди них есть его друзья. Некоторые в течение первых пяти лет после аварии ушли из жизни.

После получения «своей» доли радиации, Анатолий Егорович в июне 1986 был отправлен из Чернобыля на Дальний Восток в город Партизанск Приморского края служить дальше. «Всех, у кого подходил критичный уровень облучения, отправляли из зоны заражения», - вспоминает он.

После службы в городе Партизанске, он продолжил свою карьеру в Хабаровске ‒ в управлении гражданской обороны Дальневосточного военного округа. С 1990 по 1994 год Анатолий Егорович возглавлял штаб гражданской обороны г. Уссурийска.

В конце 1994 года был переведен в Калугу, где проходил службу в должности заместителя начальника учебно-методического центра ГУ ГОЧС Калужской области, затем – начальника учебного центра и заместителя начальника Главного управления МЧС России по Калужской области по подготовке и обучению.

Уволившись в запас в звании полковника, Анатолий Егорович по сей день работает в Главном управлении. 47 лет своей жизни он отдал службе. За свой многолетний и добросовестный труд Анатолий Егорович Ивкин награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «Участнику ликвидации последствий ЧС» и другими почётными наградами. Такие специалисты, профессионалы в своём деле, очень ценны. И сколько ещё в нашей стране тех, кто преданно служит Родине, своему народу и в спокойные и в трудные времена.

На вопрос о роли гражданской обороны в наши дни Анатолий Егорович отвечает, что никогда нельзя быть на сто процентов уверенным в своей безопасности. Человеческая беспечность имеет свои последствия, так было и с катастрофой в Чернобыле. Пока угроза никем не ощущается, можно говорить всякое. Но это не значит, что её не существует. «Чем дальше от нас войны и трагедии, тем легче и спокойнее они ощущаются людьми. Не стоит  уверенно говорить, что вот этого с нами никогда не произойдет! В истории много примеров. И мы, наученные горьким опытом, должны быть готовы ко всему. Предотвращать, спасать и защищать. Для этого и существует гражданская оборона».

 

Екатерина Гарбулинская 

фото Марии Ефременковой

Материал подготовлен на основе интервью с начальником отдела ГО Ивкиным А.Е.

Эта статья полезна?

Контакты

01, 101, 112
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4842) 718-129
Приёмная начальника Главного управления
8 (4842) 54-77-90
Единый «телефон доверия»
mchskaluga@40.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)